5191   2225   40745   682
 

В избранное

сегодня Вторник,
16 Сентября
19:33

- Опрос   -

Нужен ли нам второй срок Хамитова?

Нет - 83.8%
 
Да - 16.2%
 
Всего голосов: 662
Опрос завершен

О «феодальном и застойном» Башкортостане

О «феодальном и застойном» Башкортостане

06.10.2014 1155 0

11 октября 1990 г. была принята Декларация о суверенитете БССР, ставшая новой страницей в истории региона. Под знаком суверенного развития республика прошла сложный и противоречивый 20-летний путь, который завершился летом 2010 г. отставкой президента М.Рахимова и назначением федеральным центром Р.Хамитова главой региона. И сегодня когда определенные силы пытаются наклеить на данный исторический период «ярлыки» лишь негативного характера, а их политические оппоненты, на фоне противоречий политики Р.Хамитова, наоборот, говорят о «рахимовском времени» как о «золотом веке», существует необходимость максимально объективно и беспристрастно рассмотреть особенности пройденного пути.

Понять и вскрыть глубинные причины сложного политического процесса, поскольку как это не парадоксально жизнеспособной альтернативы «прошлой» модели регионального развития де факто пока нет. Однако и «старая» парадигма управления исчерпала себя к 2010г. создав тем самым предпосылки для модернизации региона. Возможно, мы и буксуем сегодня (включая и либеральные реформы Р. Хамитова) поскольку, так и не усвоили уроков прошлого в должной мере, не сумели понять самих себя в широком смысле.

В любом случае научное сообщество, на наш взгляд, должно противодействовать созданию как «светлых», так и «черных» мифов о прошлом нашего региона, поскольку это не только политизирует общественное сознание, но блокирует историческую рефлексию, столь необходимую для движения вперед.

С началом распада советской государственности в республике начался процесс становления новой политической системы со своей сложной траекторией развития. Президент М.Рахимов в ходе реформ 90-х годов создал жестко централизованную авторитарную модель управления, суть которой изначально плохо вписывалась в прокрустово ложе этнократии. В целом, по мнению ряда как зарубежных, так и региональных специалистов изучавших постсоветское развитие республики, политическая система, сформировавшаяся в течение постсоветского периода, достаточно сильно напоминала советские формы управления, развивалась в парадигме жесткого этатизма. Оказывало существенное влияние на региональный политический процесс и влияние этнического фактора. Однако наиболее сильное воздействие на общественно-политическое развитие РБ, без сомнения шло, со стороны «традиционного общества». Носители ценностей, которого в результате открытия вертикального лифта в 90-е годы создали новую, постсоветскую элиту РБ. Именно особенности формирования властной элиты определили консервативный характер развития республики в 1990-2010 гг., сформировали институты и правила политических и общественных практик.

Японский политолог К.Мацузато пришел к выводу, что в формировании ядра авторитарного режима М.Рахимова главным фактором стал особый способ инкорпорирования субрегиональных элит в систему местной власти. Именно «традиционалистский» характер «рахимовского» режима породил, на наш взгляд, и особый социокультурный феномен - неосознанную попытку воспроизводства институциональных форм советского традиционализма в отдельном субъекте федерации. Несмотря на то, что в федеральных СМИ с приходом В.Путина определенные силы сформировали мнение о «феодальном и застойном» положении в Башкортостане, в действительности ситуация была стабильной. Отлаженная и жесткая моноцентричная вертикаль власти работала достаточно эффективно и позволяла решать экономические и политические проблемы региона вплоть до 2005 г. (условно).

Однако положение к 2010 г. постепенно изменилось. «Республиканская» форма этатизма, как и в случае с СССР, автоматически породила проблему модернизации системы и, прежде всего, в сфере экономики.

Соответственно для ее системы характерны были те же проблемы, которые были и у советского государства. Это, прежде всего, установка на тотальный охват «государством» экономических и общественных сторон жизни (этатизм), тенденция к геронтократии («власть стариков»), несменяемость элиты, создание жесткой вертикали региональной власти, отсутствие легитимной оппозиции, формализм в общественной жизни и ярко выраженный патернализм. Одновременно даже слабые попытки продолжить традицию советского управления в сфере производственных и социальных отношений дали достаточно неплохие результаты. На фоне других регионов, особенно областей разоренных федеральными реформами, Башкортостан в первое время выглядел как островок благополучия.

Однако «старая» система власти при всех своих положительных качествах под конец, видимо, полностью исчерпала свои возможности, перестала развиваться и законсервировалась. По ряду причин, в том числе и политического характера, начиная с 2000г. стало заметным отставание с другими регионами. Экономика Башкирии, тесно связанная с политсистемой РБ, испытывала ее прямое влияние. Экономический этатизм был порожден самим характером власти, поскольку приход новых экономических игроков в регион сразу же подорвало бы монополию режима (уже президентские выборы 2003г. наглядно продемонстрировали эту опасность). Постепенное развитие экономики региона шло, но в рамках «консервативной модернизации».

В чем особенность «консервативной модернизации»?

Современные исследователи выделяют исторически сложившихся два возможных вариантов модернизации государственных и общественных институтов. К первой относится либерально-модернистская модернизация, через которую прошли страны западной Европы («классический капитализм»). Другой вариант модернизации («консервативный»), является опытом стран традиционной цивилизации. Это – дореволюционная Россия, СССР, современный Китай, Япония, исламские фундаменталистские государства, все древние государства, средневековая Европа; из постсоветских систем – Беларусь, Республика Башкортостан, Татарстан и др. Это путь обществ традиционного, аграрного, сельского типа.

Анализ постсоветского развития республики Башкортостан показывает, что она пошла по пути так называемой инструменталисткой модернизации, когда традиционное общество переносит на свою почву технические нововведения выработанные «на стороне» с целью модернизировать свою систему жизнеобеспечения. Последнее позволяет не только сохранить прежние исторически сложившие социальные институты и методы хозяйствования, но и воссоздавать «старый» человеческий тип – традиционного человека в массовом количестве.

Социокультурный ландшафт определил и характер экономики РБ. На первый взгляд экономика Башкортостана даже сегодня - это своеобразный госкапитализм с различными формами производств. Однако более детальный анализ позволяет утверждать, что перед нами «старая» консервативная форма хозяйствования с чертами натурального хозяйства, которая, по сути, не является рыночной. Такой же механизм функционировал в советской экономике. Отсюда такие, сугубо советские, явления, которые были в «рахимовские годы» как «штурмовщина», тяга к показухе, приписки, слабо выраженная гигантомания, создание МТС и плотин. Попытки создать атмосферу высокого напряжения. То есть стремление восстановить советскую автаркию – систему, направленную на создание замкнутой, независимой экономики, способной самостоятельно обеспечить себя всем необходимым.

По каким причинам произошло восстановление нерыночных форм хозяйствования? Главным образом из-за влияния «традиционного общества» на эту сферу. Из истории известно, что в традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена. В свою очередь элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность населения и меняют социальную структуру общества, а значит угрожают целостности традиционного общества. Система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены — нет. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи. В ней четко выражен уравнительный идеал. При этом подобная экономика может содержать слабые черты рыночных отношений.

Другая система и не могла сложиться в РБ, поскольку для того чтобы сложились классические рыночные отношения необходимо, чтобы при разрушении традиционного общества выделился новый человек – человек городской, современной культуры с индивидуалистическим мировоззрением.

Необходимо чтобы он стал именно массовым типом (те, которые на Западе составляют «средний класс»).

В отличие от либеральной цивилизации, традиционное общество имеет свой проект жизнеустройства, свою культурную программу, которая воплощается в социальные и политические институты, образцы и традиции. Независимо от политического строя данный тип хозяйствования воссоздается вновь и вновь. Если носителей такой культурной программы большинство населения, то другой тип экономики просто не может появиться.

Из истории известно, что для постоянного воспроизведения того или иного хозяйственного и социального порядка решающей для общества является деятельность основной части населения. Элиты, и тем более остальные социальные меньшинства, обладают ограниченными возможностями по сравнению с утверждаемой каждый миг волей и деятельностью большинства (что хорошо сегодня видно на фоне попыток Р.Хамитова сдвинуть республику к полюсу либерализма). В РБ основная часть населения не включена в систему рыночных отношений. Эта часть населения существует по «старой» культурной программе, что оказывает доминирующее влияние на характер экономики РБ в целом. Люди в своей повседневной деятельности решают, какие именно социальные отношения воспроизводить, питать своей энергией, а какие экономические отношения считать противоречащими установкам своей культуры. Это закодировано на уровне инстинктов. Чтобы был рынок нужен массовый рыночный человек, с иным сводом ценностей.

Соответственно у «консервативной» модели экономики есть и свои слабые стороны - как и в СССР, модернизируются лишь те сферы, которые нужны для государства (ВПК, плановая экономика и т.д.).

Нужно признать, что, несмотря на глубокий социальный и политической кризис в стране, в республике 1990-2010 гг. заново воспроизвелись идеи и институты, непосредственно связанные с иерархическом миром основанном на принципах государства и его авторитета, являющиеся продолжением советской традиции. Нет сомнения в том, что Башкортостан все эти годы неосознанно попыталась повторить феномен «советского традиционализма» или как его еще называют «советского фундаментализма».

Характер консервативной модернизации РБ определил и тип его элиты. В отличие от советского периода в ходе «движения за суверенитет» политическая модернизация системы привела к власти новую, «демократическую» по своему происхождению элиту РБ, но при этом не создала механизмов ее обновления. Повторилась историческая болезнь советской номенклатурной элиты. Ряд исследователей отмечают, что главная особенность советской элиты заключалась в ее статусности, она напоминала феодальную аристократию, была своеобразной системой повторяющей отношения между сюзеренном и вассалами, то есть новой системой «ленов». Статусы не наследовались, а предоставлялись высшими партийными инстанциями (ЦК КПСС), но в основном разница была не существенной. Это именно особенность номенклатуры традиционного общества - от социалистической Румынии до Северной Кореи. Как мы помним из недавнего прошлого представители советской партийной номенклатуры олицетворяли не свои знания и способности, а свою должность. Номенклатура образовывала вертикальную иерархию, ее положение гораздо больше зависело от вышестоящего уровня, чем от реальных процессов, происходящих «на своей территории» (в своем «лене»). Она была нечувствительна к тому что происходило на нижних уровнях иерархии, в отличии от поведения ее верхних уровней, где принимались решения и утверждались назначения. Если номенклатура и признавала нововведения то только те, которые шли сверху. Она была статична и консервативна в негативном смысле этого слова. Номенклатура и порождающий ее политический режим очень скоро превратились в главный источник застоя.

Этот тип формирования элиты радикально отличается от развитых форм западной либеральной системы, где власть и общество формируются горизонтальными сетевыми связями, что приводит к мягкой смене элит и придает системе в целом устойчивый характер. Это полицентричный принцип формирования власти, в то время как традиционалистский режим характеризуется моноцентричностью (то есть существованием строго единой вертикали управления).

Противоречия формирования советской номенклатуры характерны и для политической и хозяйственной элиты РБ указанного периода. Что было связано с тем, что власть формировалась по ценностным, этническим и личностным принципам (клановый тип связи), но не по критерию профессионализма (речь идет об элите в целом, а не об отдельных ее представителях). Произошло самонастраивание механизма формирования элиты.

В основе ее отбора был положен принцип соответствия власти с носителем традиционных ценностей. В результате представители альтернативного кода поведения (люди городской, либеральной культуры) были оттеснены на второй план, или по разным причинам удалены из власти. Это практически природный антагонизм, не позволяющий людям с другим сводом ценностей сосуществовать во власти с носителями традиции.

Обладали своей спецификой и СМИ Башкортостана (от региональных газет до телевидения). Весь информационный поток, которую вырабатывала это система под воздействием государства, давала искаженную картину, которая обладала высоким уровнем воздействия на массовое сознание населения РБ. Скорее всего, это была неосознанная попытка традиционного общества, вернутся к нормам рациональности модернистского Просвещения. Желание восстановить цельное и гармоничное восприятие мира характерное прошедшей эпохе. Региональное БСТ (Башкирское спутниковое телевидение) так же есть модернизированная форма советского телевидения. Попытка культурного воспроизводства норм традиционализма СССР. По сути, около двадцати лет республика жила под властью «деревни» над «городом». Под давлением деревенской культуры над городской.

Таким образом, нужно признать, что за счет консервирования многих основополагающих звеньев традиционалистского социального устройства республика прошла за 20 лет достаточно сложный путь с опорой на традиционное общество и его ценности. Соответственно давать этому периоду оценки аксиологического характера («хорошо» / «плохо») бессмысленно и антинаучно, поскольку социокультурная матрица общества - это существующая реальность и положительное или негативное отношение к ней, в конечном счете, ничего не меняет. Исходя из этого, в целях поиска пути для дальнейшего развития нашего региона, его модернизации необходимо не только детально изучить опыт прошлого, но и проводить реформы, учитывая традиционную культурную специфику населения Республики Башкортостан.

Сегодня с сожалением нужно признать, что модель автономного, «окопного» развития завела нас в итоге в глубокий тупик, а демарш элиты РБ на Всемирном Курултае 2010г. стал показателем ее политической и культурной неадекватности, однако это еще не означает, что и идеология «открытых дверей» сулит нам счастливое капиталистическое будущее. Скорее наоборот, осмысливая крайне неубедительные итоги двухлетнего правления Р.Хамитова, вновь приходишь к выводу, что для нашей республики альтернативы «консервативной модернизации» пока нет.

А.Хайбуллин, РБ21

Метки:
  • Башкирия
  • политика
  • Рахимов
  • Татария
  • экономика

Добавить комментарий

Надоело вводить защитный код? Зарегистрируйтесь!

Защитный код (Обновить)
Защитный код
Введите защитный код с картинки

Похожие статьи
Свежие статьи

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/admin/data/www/bashtribuna.ru/components/com_content/models/articles.php on line 491

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/admin/data/www/bashtribuna.ru/modules/mod_articles_latest/helper.php on line 95
- Новые комментарии -
Best comments
Читаемые
Комментируемые

- Виджет для Яндекса -

Читайте новости БашТрибуны на главной странице Яндекса. Вся правда о политической жизни в Башкирии, о коррупции, о проблемах людей и экономической ситуации.

добавить на Яндекс

 

QR-codeE-mail: info@bashtribuna.ru

© Новостной портал "Трибуна Башкирии", 2011

Все материалы, размещенные на портале носят исключительно информационный характер.

За содержание публикаций и комментариев администрация портала ответственности не несет.

Материалы, не соответствующие правилам портала удаляются без предупреждения.

При использовании информационных материалов с сайта "Трибуна Башкирии", обратная ссылка обязательна.